Статьи - Карнавальные маски и их история
Скарамучча -персонаж комедии Дель Арте
скарамучча фотоСкарамучча – это образ-отголосок популярной в средние века в Италии маски Капитана, появившийся в середине XVII века. Это реалистичная маска, изображавшая хвастливого вояку без привязки, тем не менее, к бытовым ситуациям и откровенно военной тематике с дробью барабанов и шашкой наголо. 
 
В том виде, в котором Скарамучча приобрел популярность как отдельная маска, в том числе и в Европе, впервые представил зрителю актер по имени Тиберио Фиорилли. Актерские трюки Фиорилли формировались на юге, где комедиантам предоставлялось намного больше свободы в вопросе самовыражения и импровизации. Потому маска Скарамучча, появившись на подмостках северных театров, изменила устоявшиеся каноны актерского мастерства, повлияв на работу и стиль игры многих комедиантов. Мастерство передачи, которое демонстрировал Фиорилли, воспринималось актерскими кругами как новаторство и перенималось ими.
 
Также Тиберио внес изменения в устоявшуюся языковую систему комедии Дель Арте – с маской Скарамучча на итальянские подмостки ворвалась и французская речь, элементы которой все чаще звучали со сцены. К негативному влиянию такой свободы действий можно отнести заметно страдавшие от засилья экспериментов и трюков сценарии, качество которых ухудшалось в угоду манере игры. Сюжет становился рваным и невнятным, его становилось все сложнее уловить за яркими уловками и чудачествами актеров, активно подхвативших эту тенденцию.
 

Особенности персонажа

Скарамучча отличался интенсивной мимикой, яркой жестикуляцией. Это одна из первых масок, заставлявшая публику сопереживать персонажу и изнемогать от хохота без обилия реплик – лишь с помощью пластики тела. Риторика и мастерство слова в обыгрывании этого персонажа отходили на второй план, уступая место искусству двигаться, передавать сатирические моменты без слов.
 
скарамучча фотоГлавной чертой маски Скарамучча стала трусость. Это своенравный военный, неизменными атрибутами которого на сцене была гитара, фривольные песенки и неподражаемые лацци. Тиберио не пытался вживаться в роль Скарамучча, а, скорее, перестраивал типичные черты этого персонажа под себя. Это, несомненно, наделяло спектакли пестротой и самобытностью, но классические сюжетные линии, присущие ломбардскому канону, стремительно неслись в небытие.
 
Все менее отчетливой становилась привязка маски к военному делу (шпага со временем перестала фигурировать в костюме вообще). Родословная персонажа также размылась, итальянское происхождение стерлось, маска Скарамучча не передавала ноток эпохи, в которую происходили события (несмотря на политические волнения тех времен, Тиберио никак не отражал это в сценариях, что было нетипично для комедии тех времен).
 
Особенностью маски Скарамучча со временем стало отсутствие этой самой маски – актеры просто белили лицо, чтобы иметь возможность передавать особенности персонажа посредством мимики и ужимок.
 
Несмотря на то, что маска Скарамучча в интерпретации Фиорилли способствовала растущей условности сценариев, снижала роль слова на подмостках театра, его последователи так или иначе сохраняли главную задачу театра – быть отражением текущей действительности.
 
Похожие статьи: