Шут (известен в карнавальной среде Венеции еще под именами Джокер, Буффон, Дурень, Жуглар или Нарр) – яркий и популярный персонаж. Возникнув на подмостках итальянских уличных театров, герой Шута перекочевал сначала в плоскость карнавалов и пиршеств в самой Венеции, затем его слава разлетелась по всей Италии, а следом – и по самым дальним уголкам Европы.
Несмотря на то, что маска Шута и её женский аналог Шутихи (Жоли) не являются исконно театральными или карнавальными персонажами, они оказали существенное влияние на формирование европейской театральной комедии Средневековья.
Первые упоминания о людях, наряжавшихся в Шута, датируются доисторическими временами эпохи Плиния Старшего. В его записях есть заметки о племенном сообществе, представители которого наряжались шутами еще во времена правления Птолемея I. В обществе того порядка шуты считались отдельной кастой, не то благословенной, не то проклятой небесами. Это было связано с тем, что, как правило, Шутами были юродивые, блаженные и психически нездоровые люди, зарабатывая шутками и дурачествами себе на хлеб.
Считается, что именно с этих ребяческих шуточек «городских сумасшедших» и берет начало история этой венецианской маски. Тем не менее, маска Шута, какой мы её знаем, прочно ассоциируется в сознании современного человека с карнавальными шествиями Средневековья. Символическим подспорьем этого персонажа является мощная параллель с королем, сатира на абстрактного правителя. Иногда Шута называли схематичным близнецом короля.
Как правило, костюм Шута состоял из комбинезона, сшитого из разноцветных лоскутков разной или одинаковой формы. Конечно, перекочевав на подмостки, одеяние подверглось стилизации и стало выглядеть более эстетично и нарядно.
Головной убор Шута особенно примечателен – это могла быть тканевая шапочка или повязка на голову, неизменно венчавшаяся тремя и более закрученными завитками из ткани или гипса. На каждом из завитков шутовского колпака обязательно был звонкий бубенчик, каждый из которых превращал выступление актера в непроизвольный танец под какофонию звуков. Эти завитки на колпаке – дань костюмам самых первых шутов, обязательными атрибутами которых были ослиные уши и хвост.
Что интересно, такие уши могли крепиться как к самой маске, так и находиться непосредственно на колпаке. Иногда можно встретить варианты, имеющие у подбородка целый воротник из таких же завитков с бубенцами – еще одна отсылка к средневековым костюмам аристократии и королевских особ.
Обязательно в руках Шут держал скипетр-подделку (этот бутафорский символ всевластия называли маротте или баубле). Это весельчак, всегда готовый повеселить публику, выкинуть смешной трюк и станцевать. Несмолкающий хохот – также стандартный атрибут маски Шута, на то он и Шут.
Украшали маску Шута очень по-разному. Декор зависел от состоятельности человека, решившего примерить на себя роль известного Шутника. Маску усыпали каменьями, украшали перьями диковинных птиц, золотом и серебром, шелками, бархатом и парчой. Мог выглядеть Шут и куда менее помпезно – иногда участники карнавала ограничивались лишь шаблоном маски, лоскутными одеждами и скипетром.