Начиная со средних веков и вплоть до конца XIX века балы (от фр. bal – танцевать) были излюбленным развлечением бомонда. На такие мероприятия съезжались дворяне, королевские персоны со свитой, иностранные вельможи, купцы и прочая знать. Устраивали вечера танцев и представители среднего класса. Балы устраивались и великосветскими персонами, и мещанами, и даже крестьянами. Бал-маскарады были настолько популярны, что практиковалось проведение и детских вечеров танцев со всеми соответствующими ритуалами.
В кругу придворных и высоких чиновников считалось признаком хорошего тона регулярно проводить балы, на которых танцевали, решали деловые и политические вопросы, играли в азартные игры (карты, шашки, кости, шахматы). Также бал, как правило, включал небольшой концерт, любительские спектакли с переодеванием и живые картинки. Неизменным атрибутом балов были маски и роскошные костюмы. Заканчивалось мероприятие банкетом.
Танцевали полонез, кадриль, мазурку, вальс – количество и очередность танцев зависело от времени проведения бала, общественного положения приглашенных, а также от моды и танцевальных тенденций эпохи.
Так как преимущественно маскарады и вечера танцев проводились в высших кругах общества, правилам этикета и хорошего тона уделялось большое внимание:
В целом, бальный этикет имел множество нюансов и оговорок, но главным требованием к приглашенным было соблюдение норм приличия и демонстрация доброго расположения духа независимо от ситуации.
К балам готовились заблаговременно, особенно если предполагался маскарад – нужно было сшить платье у портнихи (обычно платья заказывались на один-два маскарада), купить изысканную маску, продумать образ.
То же касалось и мужчин – костюмы, фраки и смокинги также шили на заказ, чтобы надеть единственный раз на соответствующее мероприятие. Неотъемлемым аксессуаром и женского, и мужского костюма для бала были цветы – бутоньерки, букеты. Также обязательны были перчатки.
Мужские костюмы шились, как правило, в классическом стиле, и единственным требованием к ним было соответствие тематике бала, если таковая имелась, и опрятность. Женские же платья создавались по последнему писку моды, менявшемуся каждый сезон. Наряды выполнялись в пастельных тонах, платье обязательно должно было открывать шею и плечи. И при таком фасоне ни одна девушка или женщина не имела права появиться на светском вечере без ювелирных украшений. Обязателен был веер, который подбирался в тон маске, платью и украшениям.
Одним из самых популярных видов балов были бал-маскарады, подразумевавшие переодевание в соответствующей тематике, исторической эпохе, с театральным лейтмотивом. Такие праздники отличались помпезностью и особым размахом – шикарные многослойные костюмы, фееричные маски, обилие красок и декора. Создавались невообразимые наряды с роскошной росписью, оторочкой из редких мехов, драгоценными каменьями и золотом.
Отдельное внимание уделялось на таких балах образам гостей и, в частности, маскам – их заказывали у именитых мастеров, маска была важным аксессуаром, под который подбирался весь остальной костюм.
Костюмированные уличные шествия, блистательные карнавалы и грандиозные по масштабам маскарады проводились регулярно и часто длились неделями и даже месяцами. Количество гостей на таких мероприятиях могло исчисляться тысячами и десятками тысяч.
К середине XIX века танцы с маскарадом и карнавальные сценки приобрели такую популярность в Европе, что маски и костюмы стали заказывать у известных художников и модельеров. Карнавальная маска и костюм стали отличительным знаком, способным многое рассказать о положении, занимаемом в обществе, сословии и, конечно, благосостоянии.