Пульчинелла – один из популярнейших сатирических образов комедии Дель Арте, появившаяся на несколько десятилетий позже появления самой комедии и основных её персонажей. Уже в XVII веке этот персонаж стал любимцем далеко за пределами Неаполя и самой Италии. Его образ использовали в карнавалах, народных играх и даже в беллетристике. Одни историки считают, что маска Пульчинеллы – это интерпретация комедиантами Дель Арте искусства древнеримских мимов. Ученые говорят, что Пульчинелла имеет большое сходство с римским персонажем Маккусом. Таким образом, персонаж вполне может быть отголоском мощной римской культуры, так как слово «пульчинелл>» в переводе с греческого означает «похититель кур».
Более распространенная и правдоподобная гипотеза гласит, что Пульчинелла – это стилизация крестьянства юга Италии, созданная в противовес маскам Арлекина и Бригеллы. По легенде труппа комедиантов, гастролировавшая в той местности, однажды вступила в перебранку с крестьянами, решившими позабавиться словесной перепалкой с актерами. Естественно, актеры без труда разделались со всеми обидчиками с помощью театральных уловок и своего мастерства. Со всеми, кроме одного – один крестьянский парень был настолько изобретателен в полемике и ужимках, что актеры предложили ему примкнуть к труппе, и он согласился. Звали этого парня Пуччо д'Аньелло. Считается, что именно в честь того сообразительного парнишки и получила название маска Пульчинеллы.
Персонаж Пульчинеллы – это придурковатый развеселый крестьянин, бедняк и взбалмошный балагур, принимающийся за любую работу. Сценарии разных лет рассказывают зрителю увлекательную историю приключений этого неаполитанского плебея – он мог быть и сторожем, и булочником, и торговцем, мог работать даже в монастыре. Иногда Пульчинелла представлялся актерами как контрабандист, солдат, вор или художник. Основная черта Пульчинеллы – в глупости и недалекости. Но в некоторых сценариях этот персонаж проявлял ловкость и хитрость. Он ленив, любит поесть и беспросветно глуп.
Почти всегда, в отличие от северных Дзанни, Пульчинелла изображался женатым человеком. В этом контексте он изображался ревнивцем, комичным домашним деспотом и ворчуном. Иногда Маска Пульчинеллы символизировала семьянина, страдавшего от этого бремени.
Маска Пульчинеллы имела смешной громадный петушиный нос. Актеры надевали на себя лохмотья и грубую одежду из дешевой пеньковой ткани.
В целом, популярность Пульчинеллы сыграла с театром Дель Арте злую шутку. Публика так полюбила Пульчинеллу, что актер, разыгрывавший этого персонажа на сцене, имелся практически в каждой итальянской труппе того времени. Как результат, актеры зачастую неумело и не к месту добавляли лишние линии сюжета, двойные интриги, противоречащие другим сценариям, импровизировали. Это, в конечном счете, привело к раздробленности сюжетной линии, запутанности истории о Пульчинелле, испорченности сценариев. Зритель потерял нить, почувствовал фальшь, и Пульчинелла приблизил упадок Дель Арте.