Фантеска - история и развитие образа

Фантеска - история и развитие образа

Зарождение и формирование маски Фантески происходило в среде театра Беолько, в игривом комедийном жанре фарса. Как правило, Фантеска (Серветта) изображалась служанкой крестьянского происхождения. Соответственно, сатирические приемы, комические эффекты и витки сюжетных линий с участием этого персонажа выстраивались вокруг этих двух составляющих.

Фантеска мыслит и поступает по-крестьянски.  Она своего рода параллель к самым знаменитым персонажам комедии Дель Арте – Дзанни. Это их женское воплощение, выражавшее реакцию театральной среды на окружающую действительность через призму женского начала в комическом контексте.


 

История возникновения персонажа

Корни возникновения  Фантески уходят во вторую половину XVI века, когда, гонимые хозяйственным кризисом, крестьяне были вынуждены покидать деревни и села, ища лучшей жизни в стенах городов. Естественно, женщинам-селянкам кусок хлеба в новых условиях давался куда тяжелее, чем мужчинам. Театр не обошел стороной это явление, и на свет появился новый образ Дель Арте – маска Фантески.

Беспомощность, растерянность – эти черты деревенской простушки, попавшей в город, переняла маска из реальности. Естественно, они подверглись стилизации, получили налет сатирического фарса.

Особенности персонажа

 

Как уже говорилось выше, Фантеска – это женское воплощение непоседливых Дзанни, фактически, этот персонаж – еще один Арлекин, но в юбке. Как правило, Фантеска фигурировала в сценариях в качестве сельской дурехи, то и дело страдавшей от своей наивной недалекости и попадавшей в нелепые ситуации. Её персонаж, тем не менее, демонстрировал и элементы самосознательности – Фантеска не желала идти легким путем зарабатывания денег, скатываясь до торговли телом, нет. Героиня Фантески, несмотря на глупость и далекость от идеала светской девушки, всегда изображалась честной или, по крайней мере, стремящейся к честности.

Эволюция персонажа

В начале своего восхождения на подмостки это была своевольная деревенская девушка с веселым нравом и доброй душой. Со временем персонаж оброс целым ворохом вторичных черт. Актрисам, надевавшим маску Фантески, приходилось наделять своего персонажа характеристиками, далекими от первоначального образа деревенской простушки. Все более явно проступали психологические и даже философские детали образа, итальянское происхождение героини становилось все более размытым, так как маска Фантески полюбилась и далеко за пределами Италии.

Через время Фантеска обыгрывалась уже как горожанка, что привело к некоей двойственности образа, появились две Фантески: молоденькая девушка и женщина постарше. Взрослая Фантеска часто изображалась замужней дамой, молодая «версия» Фантески все время становилась предметом для интриг и козней. Так появился образ Коломбины. Также эту маску наделяли именами Змеральдина, Кораллина, Арджентина. Такое буйство вариаций на тему привело к утрате Фантески первоначальных крестьянских лейтмотивов как в Италии, так и за её пределами.

Но в XVIII веке Гольдони возродил эти черты персонажа в пьесе «Трактирщица», и маска Фантески вернулась в первоначальное сатирическое русло со всеми полагающимися деревенской девушке атрибутами.

 

 

 

 

2019-05-20 12:17:55
0
5018
Рекомендуемые статьи