Арлекин – один из самых известных персонажей итальянской комедии Дель Арте, самый популярный из Дзанни. Это веселый неповоротливый персонаж, отличающийся добродушной непосредственностью, влюбчивостью и трогательной беспомощностью.
Арлекин известен тем, что из-за своей недалекости и простодушия все время попадает в курьезные ситуации и переживает неловкие приключения. Средневековые актеры, надевая маску Арлекина, должны были вызывать у публики сочувствие к ребяческим горестям этого героя и смешным невзгодам, с ним приключавшимся.
Смешной крестьянский парнишка из-под Бергамо, рубаха-парень с добрым сердцем – вот кто такой Арлекин. Впервые со сцены это имя прозвучало из уст итальянского актера Тристано Мартинелли, участвовавшего в популярной уличной труппе тех времен.
Само же имя персонажа имеет, как ни странно, религиозные корни (Эллекенили Эрлекен – предводитель сонма дьяволов, а также демон по имени Аликино считаются образами-праотцами известного сегодня комического Арлекина). Как зловещие мрачные образы демонической иерархии смогли перекочевать в итальянскую буффонаду и прочно обосноваться на комедийной сцене, театральные историки до сих пор не знают. Ясно одно: именно Тристано Мартинелли прочно соединил это демоническое имя со сценической маской добродушного бергамасского Дзанни.
Главная отличительная черта маски Арлекина и всего костюма в целом – суровая реалистичность образа. Арлекин носил длинные панталоны и рубаху из грубой светлой материи, сплошь испещренной дырами и заплатками разных цветов. Этот факт символизировал бедность Арлекина. На голове у персонажа красовалась шапочка с заячьим хвостом, говорившая о трусости своего носителя.
Шли века, и популярность Арлекина дошла до французских придворных трупп, костюм преобразился, был стилизован под выступления перед дворянами – костюм и маска утратили крестьянский лейтмотив. Комедианты, игравшие Арлекина, облачались в пестрые костюмы из дорогих тканей, выполненные из геометрически правильных ромбовидных и треугольных лоскутов.
Сама же маска из грубой злой гримасы злого духа преобразилась в миловидное добродушное лицо, волосяной покров, украшавший первые варианты маски Арлекина, ушел в небытие. На ней слой за слоем отпечатывались краски и черты характера, которыми наделяли этого персонажа крупные итальянские, французские, а затем и немецкие актеры уличных театров.
В результате образ Арлекина дошел до нашей эпохи в том виде, в котором мы его привыкли видеть. Это простой, проворный деревенский паренек, второй бергамасский Дзанни, которое столетие подряд продолжающий радовать зрителя своими веселыми злоключениями и остроумием.
Также этот образ известен под такими именами как Труфальдиньо, Меццетино, Табарино, Пасквино, Фрителлино, Граделлино и Траканьино. Сегодня эта маска используется для воссоздания классического образа Арлекина на театральных подмостках, в качестве карнавального костюма для проведения маскарадов, а также в виде элемента декора и для украшения интерьера.