Маска Пьеро – один из самых особенных и узнаваемых персонажей венецианского карнавала и театральных сценариев средневековья. Изначально это был юный слуга, затем грустный клоун-мим, воплощавший мучения разбитых сердец, наивную инфантильность и доверчивость. В сценариях комедии Дель Арте этот персонаж почти всегда был обманут, предан.<
В масочной иерархии Пьеро стоит особняком, так как большинство других актеров играли весельчаков и балагуров, это антипод Арлекино, Шута, их острая противоположность, доведенная до гротеска. Это ранимый и кроткий персонаж, везде усматривающий свою вину, поэт, воплощающий трагизм и фатум реальности через пантомиму и грустную поэзию. Рассмотрим историю возникновения маски Пьеро, её особенности и характерные черты костюма.
Первые упоминания о Пьерино – прототипе Пьеро – датируются XVI веком. Другие имена: Педролино, Пьетро, Пьер, сицилийский вариант – Пеппе Наппа (Peppe Nappa).
В течение 16 столетия персонаж обрастал новыми чертами характера, детализировался костюм. В начале XVI I века впервые этот грустный клоун получает имя Педролино и статус слуги. Этот грустный мим, перекочевав на подмостки французских театров, полюбился французской публике, и сегодня мы знаем его под именем, которое он получил именно во Франции – Пьеро (от фр. Пьер).
Со временем маска Пьеро стала классическим символом пантомимы и с XIX века прочно ассоциировалась в сознании зрителя с молчаливой наивностью и неловкими ситуациями.
Довольно продолжительное время (приблизительно до XVII в.) персонаж Пьеро не носил маски вообще – лицо белили, иногда добавляя крупные черные слезы у глаз с одной стороны или с обеих. Это давало актерам возможность передавать эмоции с помощью гримас.
Педролино обладал простым скромным нравом, часто из-за стеснительности или страха перед наказанием хозяина притворялся немым, симулировал недомогание. Главная роль этого персонажа – жертва шалостей весельчаков, страдалец, скорбящий от неразделенной любви к Коломбине. Этот образ окончательно закрепился после ярких выступлений парижского мима Жана Гаспара Дебюро в начале XIX века.
Пьеро в карнавале – маска грусти и душевной боли, потому выполняли её в черно-белых цветах (белая основа, несколько блестящих черных слезинок, как будто только выкатившихся из глаз), выделяя красным лишь губы. Иногда палитра была сине-белой.
Заплаканный мим одевался, как правило, в белые одежды – укороченные кальсоны или широкие штаны и белоснежный балахон с огромными пуговицами и нелепо длинными, подчас волочащимися, рукавами. К костюму пришивались огромные карманы для романтических безделушек. На шее иногда появлялся рифленый воротник. Голова персонажа украшалась или остроконечной шляпой-колпаком, или маленькой тульей.
Как правило, его играли только молодые люди, иногда подростки – того требовала специфика образа. Мальчишеская свежесть, неопытность – вот что было нужно. Честный, но нерадивый, детски восторженный и глубоко страдающий – вот каким должен был представать перед публикой человек, надевший маску Пьеро. Но он не был глуп. Все эти черты выражались через буффонаду, эксцентричный и порой эпатажный гротеск. Симпатию общества этот образ обрел благодаря лиризму и правдивости передаваемых эмоций.